К 75-летию окончания второй мировой войны и дню солидарности борьбы с терроризмом (3 сентября)
Во все века идет непрерывный процесс внутривидовой агрессии -противоборства людей и групп, который осуществляется в явном виде (вооруженных «горячих» конфликтов) и в разномастных проявлениях неявных (гибридных конфликтов).
Присущий человечеству инстинкт внутривидовой агрессии питает войны, вооруженные столкновения. Особенно объективно агрессивна молодость – пока она в силу органических особенностей не испытывает страха смерти.
Управлять этим инстинктом, направлять внутривидовую агрессию с летального пути борьбы на нелетальный, гуманный –миссия военных ученых и практиков.
Но как быть людям условно «навоевавшимся», обессиленным с возрастом? А также людям мирных профессий? Им всем до боли и отторжения невозможно, не хочется вместить истину о том, что категории «мир, мирное время» не существует.
Культурные коды мужества, крепости, единства и мобилизации мирных людей в борьбе с агрессивным злом преподают знаковые произведения культуры и искусства, не по разнарядке сверху, а сердцем принятые народом.
В этом году исполняется 50 лет фильму «Белорусский вокзал». Он был поставлен режиссером Андреем Смирновым по сценарию Вадима Трунина. Авторы в дни войны сами были детьми, во время постановки фильма еще очень молодыми, а фильм создали о бывших солдатах и офицерах, встретившихся спустя годы на похоронах друга однополчанина.
Фильм начинается с похорон, но он не о смерти. Пересматривая его многократно, уже несколько поколений воспитываются на достоверной надежности и немногословной, но твердокаменной воинской дружбе, братстве героев однополчан, которые после войны стали директором завода, слесарем, бухгалтером, журналистом. Жизненно и достоверно создали образы великие актеры Евгений Леонов, Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Нина Ургант.
Общение друзей в фильме отдает горечью, первоначальной замкнутостью героев, затем по мере событий сюжета веет «сжатыми кулаками», невозможностью изменить лукавство «мирного» времени.
Но они на глазах молодеют, восстают снова плечом к плечу против подлости и рутины. Они показывают пример Победы, как в прошедшей горячей войне, так и при столкновении с социопатическим поведением среды застойного периода советской эпохи.
Судьба фильма непростая, часть ключевых сцен вырезали, постановку останавливали, а после выхода критиковали за мрачность и клеветнический подход в изображении советской действительности.
Народная оценка ответила признанием картины. Отозвалась она в сердцах людей без пафоса. А в финале фильма вот уже 50 лет пробирает зрителя и поднимает с колен со слезами на глазах ударная сцена – песня медсестры Раи, боевой подруги героев, которую исполняет Нина Ургант… «Десятый наш десантный батальон». На стихи Булата Окуджавы и музыку Альфреда Шнитке.
В воспоминание погибших, и в силу живых!
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!
Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!
Припев.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела...
Когда-нибудь мы вспомним это —
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!
Припев.