Вострикова Елизавета Дмитриевна.
Эстетика афтепостмодерна. Доклад. СПБ. ИКЦР, 2020. – 9 с.
В докладе раскрыты основные понятия афтепостмодерна в сфере культуры и эстетики.
Показано эстетическое видение мира эпохи афтепостмодерна, в которой субъект снова оживает, восстанавливается, начинает влиять и созидать.
Вострикова Елизавета Дмитриевна, 2020.
Введение
Актуальность доклада на тему “эстетика афтепостмодерна” вызвана проблемой, характерной для постмодерна: “смерть субъекта”. Это когда обычный человек утрачивает способность влиять на процессы собственной жизнедеятельности, реализацию своих прав и законных интересов, является объектом манипуляций на протяжении всей своей жизнедеятельности.
Эпоха постмодерна породила свои кризисы:
Кризис представительской демократии: нельзя найти собрание представителей, где большинство любого представительства было бы компетентным и не коррумпированным. Этот кризис очевиден и является прикрытием для так называемой власти сеньорите (получение неправовых преимуществ при формальном равноправии).
Кризис рациональности, т.е. намеренно или ненамеренно доступ к знаниям, информации не может быть обеспечен в равной степени для всех.
Кризис субъективности: люди выступают объектами манипуляций, и не могут быть субъектами деятельности. Они утрачивают способность к самостоятельному рассуждению и суждению. Апелляция к разуму оказалась не состоятельной. Поэтому, меньшинство, обладающее хорошей волей и разумом банально забрало основные богатства. Кризис, о котором все говорят сегодня, следствие банальной алчности и безнравственности этого самого меньшинства. Большинство автоматически превратилось в объект постмодернистских манипуляций. Кризис настолько глубок, что скорее походит на катастрофу. И не случайно все, даже виновники кризиса заговорили об эстетике афтепостмодерна. Фактически признается наличие не вполне очевидного, но лежащего в основе всех кризисов, главного кризиса – кризиса нравственных устоев, другими словами – нравственного кризиса.
Его основная черта – повсеместное господство социальных паразитов, безжалостно потребляющих общие планетарные ресурсы и ведущих человечество к вселенной катастрофе.
Три кита современной – экономической системы:
Финансовый капитал.
Технологии (естественно-научные, технические, гуманитарные, социальные и др.)
Организованная преступность, которая трансформируется в административную преступность (АПГ – Административная преступная группа). АПГ возникает тогда, когда во власть приходят лица с криминальным опытом. Они начинают использовать государственную власть в личных, корыстных целях. Безответственно совершают массовые преступления против имущественных и процессуальных прав граждан.
Афтепостмодерн – это последующая эпоха развития человечества, для которой будет характерно возрождение субъекта за счет преодоления выше указанных кризисов.
Эстетика – это наука, которая исследует чувства человека о видении мира, насколько явления окружающей действительности, предметы и события, созданные человеком прекрасны или безобразны, возвышены, трагичны, комичны, удивительны, шокирующие, красивые или некрасивые.
Эстетическое видение мира постмодерна характеризуется прославлением могущества богатства и оправданием колоссального неравенства, обесценивания человека в общественных отношениях ("нет денег - не нужен, не красив, ничтожен, не достоин даже жалости и сострадания").
Эстетическое видение мира афтепостмодерна обращено к формам искусства, прославляющего ценность человека в общественных отношениях, человека созидающего, нравственного.
Нравственность – это особый настрой мышления и поведение социального субъекта, позволяющего не наносить ущерб (вред) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов.
Идеология нравственности – это идеология, основанная на нравственном принципе, альтернатива идеологии обогащения любой ценой.
В эпоху постмодерна средствами искусства и культуры формируются чувства прекрасного по отношению к социальным паразитам.
Социальный паразитизм – это способ существования социального субъекта (физического и юридического лица, группы лиц, организации, государства и т.д.), пораженного идеологией личной наживы любой ценой, следствие культа “золотого тельца”, стяжательства и двойных моральных стандартов. Социальный паразит стремится жить за счет других людей, не участвуя в созидательном труде.
Пути профилактики социального паразитизма - общественный контроль и массово-этическая оценка результатов экономической и иной социально-значимой деятельности социального субъекта.
Социально-паразитическая структура – это организация, все усилия которой направлены на получение финансовых и материальных средств для поддержки собственного существования. Характерным свойством такой структуры является имитация ее основной деятельности по решению ее социально-экономических и экологических задач, актуальных для населения.
Эстетика постмодерна формирует в отношении социальных паразитов такие чувства как прекрасное, возвышенное, а по отношению к честным и порядочным людям такие чувства как безобразное, трагическое, комическое.
Эстетика афтепостмодерна по отношению к социальным паразитам формирует такие чувства как безобразное, трагическое, комическое. А по отношению к нравственному субъекту - прекрасное, возвышенное, удивительное, шокирующее, эпатажное.
Основу искусства как особой человеческой деятельности составляет мимесис — специфическое и разнообразное подражание.
Подражание нравственному человеку составит основу всякого творчества эпохи афтепостмодерна.
Цель мимесиса в искусстве будущей эпохи афтепостмодерна — приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания нравственного поступка человека, соблюдения им правила «Трех С» в своем поведении и мышлении: не вредить себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
В эстетике постмодерна концепция мимесиса влилась в контекст «теории подражания», которая на разных этапах истории эстетики и в различных школах, направлениях, течениях понимала «подражание» (или мимесис) часто в самых разных смыслах.
Это были иллюзорно-фотографические подражания видимым формам материальных предметов и жизненных ситуаций (натурализм, фотореализм) через условно обобщенное выражение типических образов, характеров, действий обыденной жизни (реализм в различных его формах).
Это было и «подражание» изначальным идеальным принципам, идеям, архетипам, недоступным непосредственному чувственному восприятию (романтизм, символизм, авангардное искусство, арт искусство).
Миметическое отношение лежит в основе любого произведения искусства как проявление правила «Три С», задающее нравственный, созидающий вектор развития человеческой цивилизации. Мимесис в искусстве сохраняет глубинные архаические антропные пласты гуманного, нравственного отношения человека к человеку: не вредите друг другу, и созидайте друг для друга.
Миметическое отношение к миру рассматривается как изначальное фундаментальное человеческое качество, глобальный экологический принцип (не вредить человеку), способствовавшее в древности глобальной ориентации и действованию человека в мире. Постепенно глобальный экологический принцип был подавлен цивилизационным процессом, ростом социального паразитизма, неравенства. Однако он сохранился непосредственно не только в искусстве, художествах, но и в поведенческой практике людей. Общество продолжает воспроизводить честных и порядочных людей, которые являются своеобразным социальным иммунитетом на административные преступные группы, социальных паразитов, социопатов.
Дискурсивно-оценочный метод, разработанный еще в годы СССР, предполагает миметическая игру, одновременное раскрытие, разоблачение социального паразита, ужасное присутствие феномена нравственного суда общества над недолжным поведением конкретных субъектов, образное многоуровневое обсуждение и этическую оценку социального поступка человека.
Сущность миметического искусства в афтепостмодерне составляет ризоморфное (изменчивое состояние любых форм и сущностей) отображение, или выражение в образах.
Искусство афтепостмодерна — это образное выражение смысловой реальности дискурсивно-оценочного процесса. Отсюда художественный образ активного участника дискурсивно-оценочной практики (возрожденного субъекта) — основная и наиболее общая форма выражения в искусстве афтепостмодерна, или основной способ художественного мышления, бытия произведения искусства афтепостмодерна. Мимесис в искусстве афтепосмодерна наиболее полно осуществляется с помощью художественного символа правила «Три С» и в художественных образах человека нравственного, созидающего, утверждающего своим существованием нравственные устои.
Нравственные устои – это внутренняя убежденность в необходимости совмещения частных, общественных и государственных интересов социальных субъектов.
Заключение
Таким образом, эстетика афтепостмодерна, по нашему мнению, направлена на формирование положительных чувств к человеку нравственному, созидающему. Это будет поддерживать искусство, художество, музыку, литературу в создании таких произведений, которые будут обеспечивать подражание (мимесис) и побуждение к запуску механизма поведения человека, который обеспечивает не причинение ущерба человеку, общества, среде обитания.
Мимесис, или мимезис — это один из основных принципов эстетики, который основан на подражании искусства действительности.
Художественным образом афтепостмодерна является человек нравственный, созидающий, утверждающий своим существованием нравственные устои.
Художественным символом афтепостмодерна является правило «Три С»:
С1 + С2 + С3
М + С + Д
где:
С1 – не причинение вреда себе;
С2 – не причинение вреда соседям (другим людям);
С3 – не причинение вреда среде;
М – мыслью;
С – словом;
Д – делом;
а также:
С1 – созидание для себя;
С2 – созидание для соседей (других людей);
С3 – созидание для среды;
М – мыслью;
С – словом;
Д – делом.
Организация современного искусства на основе эстетики афтепостмодерна (использование при создании произведений художественного символа и образа афтепостмодерна) будет обеспечивать баланс частных и общественных интересов, созидание, баланс свободы и справедливости.
Источники
The Discursive Ethics of Professor Chigirev V.A. and the problem of transhumanism
http://www.ast.social/687-the-discursive-ethics-of-professor-chigirev-v-a-and-the-problem-of-transhumanism.html
The doctrine of non-lethal war is confirmed by the crisis of the planetary ecosystem
http://www.ast.social/686-the-doctrine-of-non-lethal-war-is-confirmed-by-the-crisis-of-the-planetary-ecosystem.html
http://www.ast.social/685-environmental-imperative.html
Prevention of social disasters: Discursive-judgmental Method
http://www.ast.social/684-prevention-of-social-disasters-discursive-judgmental-method.html
Grim Today and a Brighter Tomorrow: Ecosocial Technologies
http://www.ast.social/682-grim-today-and-a-brighter-tomorrow-ecosocial-technologies.html
2020 – The International Year of Eco-behavior and Eco-management
http://www.ast.social/681-2020-the-international-year-of-eco-behavior-and-eco-management.html
GLOBAL SECURITY TECHNOLOGY - A SOCIETY OF CONTINUOUS REFERENDUM
http://www.ast.social/680-global-security-technology-a-society-of-continuous-referendum.html
Автор:
Вострикова Елизавета Дмитриевна
Институт культурных ценностей и ресурсов