УДК: 177.8
Обесценивание – деструктивное поведение в воспитательных и управленческих практиках
Бойчевска Валерия Владимировна
Рази Дмитрий Александрович
Depreciation is destructive behavior in educational and managerial practices
Dependent, subordinate parties are still in the position of objects: the pupil and the employee. The influencing (dominant) power subjects are, respectively, the mentor and the boss.
Keywords: depreciation as destructive behavior, forms of depreciation
В чем сходство практической педагогики (воспитания) и практического управления (группой, сообществом, организацией)? В обоих процессах, в сложившихся системах образования и управления до сих пор сохраняются власть-подчинение, субъект-объектные отношения, при которых наставник-воспитанник, начальник-работник находятся в неравном взаимодействии. Обесценивание – крайне агрессивное поведение, однако оно не порицается, слабо распознается и считается допустимым в культуре взаимоотношений. Обесценивание – это серьезный ударный инструмент, с помощью которого можно нанести существенный вред человеку без страха наступления правовых последствий, наказания. Это орудие несправедливости и ступень в лестнице неравенства.
Очки обесценивания: фото из открытых источников Яндекс
Многое по-прежнему в процессах воспитания и управления остается «за кадром». Мы предлагаем обратить внимание на обесценивание, как деструктивное поведение (далее по тексту – ОДП) наставника и начальника в широком смысле без региональной, географической, иерархической, отраслевой привязки. А также обратное обесценивание как калькирование, усвоение паттернов ОДП воспитанниками и работниками.Зависимые, подчиненные стороны по-прежнему в позиции объектов: воспитанник и работник. Влияющие (доминантные) властные субъекты, соответственно, наставник и начальник. С наступлением цифровой эпохи и упрощения возможности применения аудио и видео фиксации, открытых учебных и управленческих будней, власть рассматриваемых субъектов стала внешне ограничиваться, благодаря большей прозрачности, возможности контролировать процессы через наблюдение, трансформировалась в различные ухищрения избегать контроля и наблюдения.Повышение личной ответственности необходимо и эффективно в работе наставников, руководителей. Однако они вынуждены пребывать в постоянном состоянии самоконтроля по отношению к воспитанникам и подчиненным. При постоянном пребывании под лупой (видеокамерой) существенно увеличивается психологическая напряженность в их работе. Повышение инструментов влияния через «слежение» за действиями руководителей и наставников повышает риски негативной обратной связи в форме обесценивания со стороны воспитанников или работников. Метод наблюдения, реализуемый через цифровые технические инструменты, позволил выявить не только явные, но и тщательно скрываемые поведенческие деструкции обесценивания с обеих сторон.
В психологии под обесцениванием подразумевается действие, поведение, поступок по отношению к другому человеку с осознанной или неосознанной целью лишить его ценности, значимости, принизить, дискредитировать. Подобное поведение характерно проявляется у людей с низкой самооценкой (несмотря на внешне высокий социальный и профессиональный статус). Как правило, они активно отрицают у себя наличие этой деформации, как перед обществом, так и перед самим собой считают себя сильными, реализованными людьми с достижениями.
Однако, аксиоматично: у сильного нет необходимости прибегать к обесцениванию, ибо только внутренняя слабость побуждает унижать другого человека. Обесценивание обычно чаще рассматривается в психологии в контексте семейных, гендерных отношений.
Представляется актуальной постановка проблемы обесценивания значительно шире в таких важнейших социальных практиках как педагогика и управление. Мы утверждаем, что проявление обесценивания в воспитательных и управленческих практиках – это неэкологичное деструктивное, безнравственное поведение, способное нанести вред воспитанникам в педагогическом процессе и работникам любой организации в управленческом процессе.
Актуальной задачей является установление признаков ОДП, и рассмотрение возможностей преодоления этой поведенческой деформации. Рассмотрение проблемы ОДП имеет практическую важность для возврата к гуманизации педагогического и управленческого процессов, минимизации вреда от безнравственного, обесценивающего деструктивного поведения по отношению не только к личности воспитанника и работника, но одновременно разрушающего воспитателя и начальника.
Формы обесценивания, распространенные в воспитательном и управленческом процессах:
1) Прямое обесценивание в диалоге между наставником-воспитанником, начальником-работником;
2) Обесценивание идей, мыслей, чувств и эмоций подчиненной стороны;
3) Обесценивание достижений: результатов выученного задания, выполненного поручения, то есть любой деятельности, труда подчиненной стороны;
4) Отвержение: лишение контакта, изоляция, игнорирование;
5) Обесценивающее сравнение с другими людьми;
6) Обесценивание внешности и способностей;
7) Принуждение подчиненной стороны к самообесцениванию;
8) Использование коллективного обесценивания: осмеяние, триангуляция;
9) Обесценивание как эмоциональное и физическое насилие;
10) Обесценивание «из лучших побуждений», чрезмерные ожидания;
11) Обесценивание человека с использованием технологий и «машинных» достижений.
Распознавание и преодоление обесценивания
Обесценивание в большинстве случаев встроено в алгоритм. Ему предшествует идеализация. А после обесценивания – утилизация. Причем выкидывание, отставка, отстранение может сопровождаться «цивилизованными» репликами: «никто вас не выгоняет, работайте» или «никто тебя не бросает, учись».
Искушение применить обесценивание в воспитательных целях велико, потому что исторически так сложилось – это позволяет быстро выбить нужный результат, даже достижение. Однако оно не должно применяться даже в качестве экстренного «воздействия». Обесценивание это яд – применение которого позволено только специалистам высочайшего уровня квалификации, нравственных качеств, то есть таких специалистов, которые будут нести личную ответственность за дозировку этого яда и подконтрольны другим специалистам, корректирующим их самих постоянной перепроверкой, оцениванием со стороны внешних экспертов. Здесь эффективно противостоит обесцениванию, восстанавливает субъектность дискурсивно-оценочный метод (ДОМ), и блокирующая технология, которые могут применяться во всех сферах.
В результате внедрения блокирующй технологии, основу которой составляет ДОМ у субъекта (наставника, начальника) будут возникать динамические индексы, определяемые дискурсом, суммарно обеспечивающие мгновенное распознавание этичности его поведения, в том числе признаки проявления деструктивного ОДП и «подсвечивающие» выбор решения на дальнейшее взаимодействие с таким субъектом в воспитательных или управленческих процессах.
Деструктивное выбивание результатов путем ОДП часто применяется: при подготовке спортсменов, военных, а также в творческих професссиях, среди актеров, танцоров, музыкантов, в разных сферах, где необходимо подготовить пусть даже путем жестокой дрессуры воспитанника для конкурентной борьбы за первенство, победы в конкурсе, либо выживания в условиях конфликта. Бытует позиция, что подготовка «супергероев» требует жертв, а победителей не судят (вместе с их наставниками). Но зачастую цель не оправдывает средство, а ускользает из-за желания доминантной стороны выбить результат. Обесценивание применяется неоправданно и возводится в правило из-за гордыни лидеров – тренеров, полководцев, административных руководителей, религиозных лидеров. В произведениях художественной литературы и кинематографии отношения воспитательно-муштровой подготовки весьма популярная тематика. В отечественных фильмах сценарно-красочно она отражена в кинокартинах: «9-я рота» 2005год, «Казнить нельзя помиловать» 2017 год, «Разведчицы» 2013 год и многих других. В управленческих практиках частое применении обесценивания – это результат отрицательного отбора, назначений слабых руководителей, ощущающих себя «не на своем месте», но вынужденных это тщательно скрывать.
В чем проявляется вредоносный результат? Где существенная угроза обесценивающего поведения?
Во-первых, по нашему мнению, обесценивающее поведение по отношению к любому человеку несет угрозу его личностному росту, профессиональной реализации и способствует умножению индивидуальной и коллективной виктимности (состояния жертвы), порождает «ступор», недеяние, либо зловредное деяние «вопреки».
Во-вторых, существенная угроза возникает при переходе обесценивания как зеркального поведения на зависимые стороны: воспитанников и подчиненных. Либо зависимые становятся сломленными, либо, сопротивляясь, перенимают деструктивные паттерны безнравственного поведения и сами начинают обесценивать других людей. Таким образом тиражируется вирусное распространение обесценивания. Утрачивается способность к взаимопониманию, диалогу, созидательному обучению и труду. Утрачивается нравственная культура взаимоотношений между наставником и воспитанником, начальником и работником.
Каковы перспективы преодоления проблемы?
Совершеннолетнему, взрослому воспитаннику, также как и работнику при принятии решения о продолжении или выходе из взаимоотношений, имеющих признаки ОДП, нужно сделать самостоятельный выбор, не терпеть и не замыкаться, но индивидуально распознать ситуацию, отрефлексировать, анализировать следующие обстоятельства:
- Длительность отношений, понимание целеполагания наставника, начальника, уровень пройденных совместно достижений, остаточный ресурс своих (воспитанника, работника) физических и психологических сил, доступность резервной помощи, поддержки от других людей кроме обесценивающего наставника, начальника;
- Нравственный облик (начальника, наставника), обстоятельства хронического или эпизодического проявления обесценивающего поведения (насколько длительно, как часто происходят эпизоды и проявления ОДП);
- Способность наставника, начальника к диалогу, совместному проговариванию сложившейся ситуации, наличие или отсутствие самокритики у обесценивающей стороны;
- Наблюдение, распознавание предыдущих историй взаимодействия: то есть узнавание, чем заканчивались отношения наставника, начальника с другими воспитанниками, работниками, есть ли у него реальные, а не фейковые достижения. Осуждал ли он, предавал ли других? Присутствовала ли у него идеализация избранных, а потом их унижение, осуждающие выводы, утилизация.
Безусловным инструментом, помогающим распознаванию ОДП является мобилизация критического мышления у подчиненной стороны. Критическое мышление как способность самостоятельно оценивать истинность тех или иных утверждений наставника, начальника (без оглядки на авторитет), это нравственная спасительная добродетель, фильтр самозащиты от иллюзий и заблуждений.
Особенно проблемными являются случаи ОДП по отношению к взрослым, уже достигшим высокого уровня воспитанникам, обесценивание от значимого лица, авторитета, создает эффект «эмоциональных качелей», расшатывающих психику и приводящих к ступору вместо поступательного движения вперед. С людьми творческих профессий еще сложнее, так как у них тонкое душевное устроение. Здесь с доминантной стороны (педагога, начальника) характерны проявления ОДП в форме «притягивание-отталкивание», триангуляция (вовлечение в конфликт третьего лица с целью разогрева конкурентных отношений, зависти, ревности) – это ядовитые, ятрагенные приемы, неэкологичные для наделенного властью воспитателя в школе искусств или художественного руководителя в учреждении культуры.
У человека, склонного к обесценивающему поведению, внутренняя война идет с самим собой. Даже если это профессионал, обладающий достаточным опытом, квалификацией, но утративший способность к критическому мышлению по отношению к себе, необходимо восстановление доверия во взаимодействии с учениками, соработниками. Владение нравственными поведенческими мерами ограничения своевольного беспредела со стороны наставника, начальника может существенно предотвратить бессмысленный слом людских жизней и лучших национальных творческих ресурсов.
Эти меры предосторожности – добровольность, краткосрочность, пояснение (разбор результатов), взаимное доверие, взаимная надежность. При отсутствии одной из составляющих, применение обесценивания легко приводит к блокировке, выгоранию, психотравме, психосоматике и даже инвалидизации. Обсуждение обесценивающего в формате дискурса, эффективно, когда имеются инструменты для коллективного дискурса. Дать шанс откорректировать поведение, если наставник или руководитель ранее не был замечен в проявлении ОДП, выявить причину (это труднейшая задача, надо быть готовым к преградам, сопротивлению, взаимной боли), «достучаться» до наставника, начальника если он ранее проявлял нравственные качества, если в нем очевиден потенциал, талант и обесценивающее поведение случилось неожиданно, возможно в силу возрастных особенностей, или бытовых обстоятельств, перенапряжения, трудовой усталости.
После выявления проблемы обесценивания необходимо принять меры для установления личных границ, преодоления страха. Здесь понадобится мобилизация силы субъектности. Условно, необходимо войти в любой индивидуально приемлемый образ (обладающий героическими, крепкими характеристиками личности), но не пытаться ничего доказывать или соответствовать, «исправляться», подстраиваться, заискивать, если было применено ОДП. Тело человека и разум обладают высокой степенью самозащиты. Человеку присуще врожденная способность распознавания вреда. Он в большинстве случаев может исцелить себя сам, работая над собой, изменяя в себе те черты, которые сделали его временно уязвимым для обесценивающего насилия. Иными словами, если анализ ситуации показывает, что имеет место устойчивое ОДП с доминантной стороны, то надо иметь решимость и проявить инициативу по прекращению обучения, смене места работы, без драматизации этого выбора.
Если же сохраняется общность взглядов, целей и взаимное доверие, а ОДП явилось краткосрочным негативным эпизодом, то есть шанс побороться не с самим наставником (начальником), а побороться за него, вырвать его из безнравственного паттерна обесценивающего поведения. В этом проявление силы и милосердия, межпоколенческого взаимодействия: не отвернуться от наставника, начальника, но заявить о неприятии его деструкции. Через силу восстановления субъектности, возможно достижение нравственного преображения обеими сторонами. Эко-метанойя личностного взаимодействия приводит к резонансной корректировке поведения наставника, начальника, через импульс, исходящий от условно-зависимой стороны - воспитанника, работника.
Почему обесценивание стало особенной угрозой общественным отношениям?
Мы уже вошли в водоворот изменений, связанных с цифровой эпохой. Грядет колоссальная утрата рабочих мест, смены профессиональной деятельности. Люди обращаются к интернет-ресурсам за приобретением новых знаний, профессиональному переобучению, чтобы удержаться, не выпасть из строя востребованности. В момент исканий они зачастую пребывают в невротическом беспокойстве, состоянии страха. Они преувеличивают свою никчемность, обесценивают сами себя. Необходима самозащита от этих настроений.
Но пока превалируют лишь имитации: игры в обновление коллектива, безнравственные манипуляции, под страхом замены профессионалов на других людей, стоящих в очереди на рабочие места, удобных и послушных. Безработица во всем мире держит людей в подавленности, дрожащими конформистами в страхе за рабочее место. А начальников развращает властью безнаказанных манипуляций – захочу, уволю, заменю, придут «другие люди». Ротации превратились из полезного управленческого инструмента в парализующий «домоклов меч», висящий над специалистами более чем над начальниками. Возможность распознавания и противостояния обесцениванию как поведенческой деформации крайне необходима людям, которые стали пострадавшими жертвами, утратили мотивацию, силу воли, когнитивные и эмоциональные ресурсы. Мы искренне желаем им обрести утраченную субъектность, опору, понимание и уверенность, в том, что их разум в сохранности, что способности их высоки, а нравственное поведение – это норма, в отличие от того мрака, в который они вольно или невольно были опущены безнравственным подавлением от наставников или начальников. Желаем всем созидания, а не страдания от обесценивания.
Сохранение и приумножение культурных ценностей и ресурсов – сокровищница, истинный «золотой запас», который никогда и никто не в силах обесценить.