Институт культурных ценностей и ресурсов поздравляет всех с Праздником Великой Победы!
«9 мая 1945 года навеки вписано в мировую историю как триумф нашего единого советского народа, его сплочённости и духовной мощи, беспримерного подвига на фронте и в тылу. День Победы близок и дорог каждому из нас. В России нет семьи, которую бы не опалила Великая Отечественная война. Память о ней не меркнет. В этот день в нескончаемом потоке «Бессмертного полка» – дети, внуки и правнуки героев Великой Отечественной. Они несут фотографии своих родных, погибших солдат, которые навеки остались молодыми, и уже ушедших от нас ветеранов…Мы никогда не откажемся от любви к Родине, от веры и традиционных ценностей, от обычаев предков, от уважения ко всем народам и культурам».
(Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед началом торжественного парада на Красной площади в Москве 09.05.2022).
В.В. Бойчевска
О женском нравственном пути
Сегодня мы снова обращаемся к традиционным ценностям и к женской теме – матерей, жен, боевых подруг, милосердных сестер, несущих тяготы и подвиги мужчин воинов. Более всего на войне женщин медиков. Но и в других не женских «специальностях» военного дела отличились на полях сражений Великой отечественной войны наши доблестные прародительницы. Противовоздушная оборона, разведчицы, связистки, летчицы, снайперы, переводчицы, даже женщины-танкисты. Огромное значение для Великой Победы - массовое участие в партизанском движении, и тяжелый труд в тылу на оборонных предприятиях. По официальным данным - более 800 тысяч женщин сражались плечом к плечу с мужчинами. Многие женщины-фронтовички удостоились звания Героев Советского Союза – Зоя Космодемьянская, Валерия Гнаровская, Лидия Литвяк, Мария Октябрьская, Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Екатерина Зеленко, Екатерина Демина, Елена Мазаник, и многие, многие подвижницы.
Однако, и вернувшись с войны, женщинам приходилось нести тяготу… Общественная оценка была предвзятой, зачастую с ярлыком «военно-полевая жена», который приклеивали по возвращении ко всем без разбора, несмотря на подвиги и заслуги. Мужчины возвращались гордо со статусом героя. А женщинам было сложно даже после Победы в мирное время, им приходилось испытывать общественное порицание, а не заслуженное уважение.
Вместе с тем, подвиг женщины на войне, и особое, нравственное отношение женщины к миру, способны погасить пламя любой летальной войны в любом веке. Женщина по-другому, нежели чем мужчина воспринимает окружающий мир со всеми его явлениями. Разум мужчины охватывает сущность дела, обобщает жизненные явления, и на основе обобщений мужчина действует.
Женщина же чаще обращает внимание на детали, на первый взгляд «мелочи», мимо которых мужчина может пронестись не заметив. В большой степени это обусловлено тем, что нравственный женский подход к жизни – вкладывать чувство и теплоту душевную, одновременно с незаметным, но незаменимым трудом. Путь женщины в жизни – это путь чувства и в высшем смысле – путь любви. Своеобразие женской души можно определить по подходу отношения отца и матери к воспитанию ребенка. Отец – обозначает общую «стратегию» направления, но не всегда способен понять детали, которые видит любящее сердце матери. Это поистине духовно-нравственная ценность – свойства женской души бескорыстное и любящее отношение ко всем людям, которые встречаются на жизненном пути.
Безусловно, как и всякая обратная сторона, эти же свойства в деформированном варианте могут навредить миру: мелочные и сварливые женщины никому не угодны и становятся героинями притч мудрецов: «Мудрые жены создаша домы», а злые разрушают все духовное строительство «раскопа руками своими». Не к равенству с мужчинами, а к восполнению того, чего в них не хватает, вложению в жизнь семьи и общества в целом, зерен ее собственной душевной жизни должна стремиться женщина в своем поведении.
«Женщина – хранительница не только плода, но и красоты… Культуры с женственными чертами являются творческими, художественными, одаренными пониманием красоты… Россия предстает идеалом своей женщины. Достоевский был прав, возлагая на нее большие надежды. Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С француженкой ее роднит духовная дивость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви.
К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам… Никакая другая женщина, по сравнению с русской не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни.
Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине…»
Эта изящная цитата из книги немецкого философа-антифашиста В.Шубарта «Европа и душа Востока» (1938г.), не умаляет достоинства женщин разных национальностей, но подчеркивает феномен славянской женщины, образ и дарования которой необходимо ответственно сберегать.
Тем бережнее должны относится к этому дару современники – мужчины, не входя в беспамятство «не помнящих родства». К глубокому сожалению, в речах современников (даже квалифицированных специалистов, ученых, воспитателей), встречается более грубая объективация. Например, способные навредить молодежи утилитарные советы типа такого: «Жену надо выбирать по принципу: чтоб на людях была барыней, дома – хозяйкой, а в постели – проституткой». Подобные акцентуации как минимум обидные, потребительские, меркантильные, подрывают духовно-нравственные устои и ценности.
Надо мужчинам это признать и самокритично преодолевать.
Культурные коды крепости, единства и мобилизации мирных людей в борьбе с агрессивным злом преподают примеры женского благочестия, воспетые в знаковых произведениях культуры и искусства, сердцем принятые народом.
Мужчины и женщины, способные слышать друг друга, способны будут в любом веке воспитать поколение воспринимающее практическую нравственность – динамическое самоизменение в процессе жизнедеятельности. Учить человека полезно в равном диалоге. Люди, использующие равный дискурс, уважение в семейных и общественных отношениях – обязательно сохранят и будут развивать культурные коды. Коррекция поведения и самооценки с учетом обратных социальных связей – это не пустые аффирмации и лозунги.
Солидарность на нравственной основе – это действенный путь развития семьи и общества!