24 мая - День славянской письменности и культуры
«Важнейшей задачей сегодня является возрождение исторических традиций, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Н.П.Патрушев).
В 1708 году по указанию Петра I азбука была издана для гражданской печати, именно этот вариант лег в основу современного русского шрифта.
Многочисленные рукописи, найденные исследователями славянской филологии, позволили установить, что древние славяне использовали две азбуки.
Весьма своевременно и символично озвучена в день славянской письменности и культуры позиция по вопросам воспитания и образования, которую выразил Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Платонович Патрушев в интервью газете «Аргументы и факты»:
«Н.П.Патрушев: В первую очередь нужно смотреть на подготовку педагогических кадров. Самое время вспомнить мысли Ушинского и Макаренко о том, что учитель формирует личность учащегося, и его призванием должно являться не оказание услуг, а просвещение, образование и воспитание. Профильные вузы должны готовить будущих педагогов как мастеров высокого класса, а не штамповать на конвейере.
Учителя занимают особое место в жизни каждого гражданина, поэтому недопустима произвольная трактовка отдельными преподавателями мировой и отечественной истории, подрывающая авторитет нашей страны и программирующая сознание детей на основе ложных фактов и мифов. Психологическое манипулирование молодежью, разрыв между поколениями, искажение исторической правды — все это несовместимо с профессиональным призванием педагога.
— Глеб Иванов, АиФ.ru: Вспоминается приписываемая Бисмарку крылатая фраза о том, что сражения выигрывают учителя.
— На мой взгляд, мысль, безусловно, верная. Тем более в условиях гибридной войны, которая сегодня развернута против России. И в ней педагоги находятся на переднем крае. Необходима персональная ответственность руководителей образовательных учреждений, выпускники которых не держали в руках книг, посвященных героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, или имеют смутное представление о подвигах тех, кто воевал за Родину.
Нельзя задвигать вопросы патриотического воспитания молодежи на факультативные занятия. В отчетах все это описано красиво, а результата нет. В некоторых школах, в том числе частных, слово «патриотизм» считается устаревшим.
— Как вы предлагаете менять эту ситуацию?
— Следует поднимать авторитет педагогов, верных своей профессии, посвящающих жизнь воспитанию подлинных патриотов. Важнейшей задачей сегодня является возрождение исторических традиций, а также защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Для ее решения нужен системный подход к воспитанию и образованию. Назрела необходимость реализации государственной программы в этой сфере на всех этапах взросления человека и его становления как гражданина. Должна быть разработана комплексная модель этого процесса.
В настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели.
Кроме того, необходимо предусмотреть существенное наращивание масштабов государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, кинолент и телепрограмм, направленных на сохранение исторической памяти, воспитание гордости за нашу страну и формирование зрелого гражданского общества, ясно сознающего ответственность за ее развитие и процветание.
Только в этом случае мы сможем успешно противостоять тем угрозам и вызовам, которые формируются коллективным Западом для влияния на индивидуальное, групповое и общественное сознание.
Источник:
https://aif.ru/politics/world/pravda_na_nashey_storone_nikolay_patrushev_o_srokah_specoperacii
Основная проблема современности – неравенство в отношении распределения материальных благ. Она порождает все остальные проблемы: терроризм, экстремизм, войны, криминал, социальные болезни. Держится эта глобальная проблема на идее, захватившей умы и души граждан (мировоззренческая парадигма) – коммерческо-потребительский подход к организации жизнедеятельности (основная цель – прибыль, ценность – деньги, средство – торговля).
В итоге сформировался современный турбо-паразитический капитализм, обеспечивающий ускоренный рост материальных благ социальных паразитов и их воспроизводство.
Особенность турбо-паразитического капитализма заключается в том, что не нужно в несколько поколений монополизировать распределительный механизм материальных благ. Можно за несколько лет создать себе такой капитал, который ранее мог формироваться несколькими поколениями. В условиях турбо-паразитического капитализма человек, взявший за основу своего мышления идею личного обогащения любой ценой, захвативший место в распределительном механизме материальных благ, мгновенно обогащается и позволяет себе приобретать дорогие вещи (яхты, острова, и даже страны).
Прогресс технологий резко уменьшает количество рабочих мест и увеличивает количество ненужных людей. При турбо-капитализме мир становится полон лишних людей.
Прибыль, жажда наживы становятся основным мотивом, который обеспечивает устойчивость коммерческо-паразитической парадигмы.
Старые этические регуляторы в условиях турбо-капитализма теряют свою эффективность. В современной экономике многие гуманитарные технологии направлены на манипуляцию поведением человека. Информационные манипуляции (или «информационно-коммуникационная обработка мозгов») делают мир непознаваемым для большинства граждан.
Поэтому сегодня надо говорить о создании новых подходов к образованию третьего тысячелетия, которое будет решать вопрос этического регулирования поведения субъектов.
Надо решить старую проблему: «Как заставить человека не поступать плохо по отношению к другим?» Для этого важно создать новую нравственную инфраструктуру общества.
В коммерческо-потребительской парадигме человек всего лишь инструмент получения прибыли, удовлетворения угрызений жадности. Современный турбо-паразитический капитализм не имеет духовного содержания и не может им обзавестись в принципе. Подражающие социальным паразитам руководители религиозных конфессий перестали подавать поведенческий пример нравственности. Пример роскошной жизни пастыря дискредитирует веру. Паства смущается и разбредается, когда вера превращается в источник личного обогащения. Это создает благоприятную ситуацию для размножения различных сект и псевдо-учений.
Задача нового образования Российской Федерации – смена мировоззренческой парадигмы.
Как перейти к новой парадигме мышления, где основной ценностью будет человек? Но не человек-развалина (торгаш, делец, хитрец, ловкач, паразит и т.п.) и не цифровой подавленый, десубъективированный био-робот, а нравственный человек, не причиняющий вреда другим людям.
Проблему неравенства усугубляет глобальный паразитизм. В публичной сфере часто декларируется цель – благо народа.
Благо народа – это избавление от социальных паразитов. Ограничение социального паразитизма – редкий пример абсолютного социального блага.
Для смены мировоззренческой парадигмы нужны новые ценности, цели и средства.
Важнейшая ценность для общества – это человек.
Цель общества – нравственный человек.
Средства – идеология-технология нравственности, которая была предложена учеными Чигирёвым Виктором Анатольевичем и Юнацкевичем Петром Ивановичем, практически применяется в исследовательской деятельности Института культурных ценностей и ресурсов под руководством Бойчевской Валерии Владимировны.
Идеология-технология нравственности является социальной технологией. Она включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею не причинения вреда; и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.
Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этической оценки их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.
Постоянная динамическая коррекция и возможность изменения в реальном времени - является ключевой особенностью данной технологии. Индивидуальный индекс нравственности - это не статичный ярлык, которым могут заклеймить, или который можно купить. Это не очередной "градусник" для формального измерения температуры и не попытка "измерить душу линейкой".
Индекс нравственности - это рабочий инструмент, необходимый для обеспечения открытости гражданского общества и его государства.
Данная технология позволяет не только формально принимать "на бумаге для отчета", но результативно использовать в работе нравственные кодексы для различных социальных групп. Это крайне важное достижение, благодаря которому возможны гуманные ротации, и одновременно ограничение бестолковых ротаций, утраты квалифицированных нравственных кадров.
Чигирёв В.А. и Юнацкевич П.И. впервые сформировали определение понятия «индекс нравственности». Это численный показатель вреда от социальных действий или бездействий субъекта. Формируется в процессе этического оценивания. Информация о значениях индекса нравственности социальных субъектов является открытой, доступной и изменяемой в реальном времени.
Кто может изменить поведение человека? Близкие и далекие, друзья и враги, знакомые и незнакомые - любые другие люди. Важность "взгляда со стороны" невозможно отрицать. А этот взгляд - коллективная совесть. «Другие» люди присутствуют в жизни каждого человека. Это реальность. "Другие люди"- родители создают человека, дают ему имя. Другие люди - воспитатели дают образование, культуру, веру. Возрастает человек, создаваемый средой окружающих его других людей.
Здесь важно с одной стороны - сохранение субъектности: способности к действию, критическому мышлению, осмыслению, осознанности своих поступков и сохранению воли. С другой стороны - безусловное принятие "других людей" как нравственного регулятора своих поступков.
Технология, разработанная Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. работает и успешно применима, поскольку основана исключительно на глобальном экологическом принципе: не вреди себе, соседям, среде обитания. Из глобального экологического принципа следует глобальный этический принцип: веди себя так, чтобы не вредить себе, соседям, среде обитания.
Без применения этих ключевых принципов технология - как машина без двигателя. Применение же глобального этического принципа позволяет " безопасно ехать дальше", благодаря следованию непреложному правилу для общества - нравственному правилу поведения III-С: не вреди себе, соседям, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.
Так рождается ядро практической этики.
Реализация нравственного правила III-С возможно в современных информационных виртуальных средах. Соединение возможностей IT-технологий и социальных технологий дает возможность создания дискурсивно-оценочных сред, где каждый оценивает поведение каждого.
Этот синтез позволяет создавать дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы), выступающие рабочим механизмом образования третьего тысячелетия.
В чем состоит образование третьего тысячелетия? Его суть – улучшение социальных отношений за счет такого воспитания и обучения, которое позволяет гражданам добиваться постоянного снижения уровня социального паразитизма в обществе. Это обеспечивает эффект возникновения социальный справедливости.
Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения (сетевые дискурсивно-этические регуляторы) – это виртуальные сетевые конструкции образования третьего тысячелетия, создающиеся на основе принципов, сформулированных Чигирёвым В. А. и Юнацкевичем П. И.:
Принцип дискурса: все должно обсуждаться.
Принцип открытости: обсуждение и оценка в обществе являются открытыми и общедоступными процедурами, в которых по произволению может принять участие каждый.
Принцип автора: субъект дискурса и оценки должен быть известен всем, его идентификационные данные гарантируют возможность обратной связи с ним обсуждаемого и оцениваемого социального субъекта для коррекции позиций, минимизации манипуляций, и установления справедливости.
Принцип комментария: каждый участник дискурса и оценки может комментировать как свою позицию в дискурсе и оценку, так и позицию другого участника дискурса и оценки.
Принцип шкалирования (оценивания): все должно оцениваться, объект дискурса и оценки рассматривается с помощью «лингвистической линзы» – шкалы оценки вреда, применение которой позволяет наглядно увидеть субъекту и объекту дискурса и оценки значения массовой этической оценки и их динамику в зависимости от поведения оцениваемого субъекта.
Принцип визуализации (наглядности): простота, доступность и ясность представления и визуализации дискурса и массового этического оценивания в информационных средах.
Разработка и запуск в работу дискурсивно-оценочных регуляторов поведения социальных субъектов позволит создать образование третьего тысячелетия как глобальную образовательную среду.
Дискурсивно-оценочные регуляторы поведения – это перспективное средство образования третьего тысячелетия, которое невозможно без дискурсивно-оценочных сред.
Уровень развития высоких гуманитарных и социальных технологий позволяет при внедрении дискурсивно-оценочных регуляторов не апеллировать к политическим институтам. Это движение может идти по пути частных проектов и общественных инициатив, направленных на переход образования России на новые стандарты образования третьего тысячелетия.
Дискурсивно-оценочные регуляторы реализуют идею влияния каждого на других. Участие в массовой этической оценке приводит к формированию социально активных граждан, способных созидать и влиять.
Дискурсивно-оценочные регуляторы – это механизм достижения общественного согласия.
Дискурсивно-оценочный подход – это подтвержденное практическими исследованиями фундаментальное достижение научной школы Чигирёва В.А. и Юнацкевича П.И. и их личный вклад в разработку философии и методологии образования третьего тысячелетия.
Технологии образования третьего тысячелетия
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности и создание у нее заданных отношений к себе, другим и стране. Создаются и поддерживаются одобряемые обществом поступки, закрепляются нужные знания, традиции и обычаи, регламентируется поведение человека в соответствии с нравственным правилом: вести себя нужно так, чтобы не причинять вреда себе, другим и стране. Осуществляется формирование способности целенаправленно заниматься какой-либо деятельностью, требующей усилий, созидания для себя, других и для страны.
Пережитком раннего этапа развития России стало ослабление воспитания личности, что привело в ряде случаев к утрате способности к созидательному труду, невозможности прилагать усилия к достижению какой-либо цели. Жизнь для собственного удовольствия без привычки трудиться породила лиц, профессионально непригодных к государственной и муниципальной службе, производственной, предпринимательской и общественной деятельности, сформировала паразитарные установки и стала питательной средой для криминализации общества, устремления к получению легкой наживы.
Набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных формировать из ребенка и подростка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения и государственной власти существенно ослаб. Многие практики социализации детей перестали носить системный характер, в образовании сохранился учебный блок и выпала воспитательная компонента.
С появлением социальных сетей воспитательная работа была перехвачена сетевыми сообществами и собственниками информационно-коммуникационных ресурсов иностранного происхождения, в которых такие явления как трудолюбие, нравственность, гражданственность и патриотизм были размыты.
Профессиональные участники воспитания (родители, учителя, педагоги, работодатели и руководители) стали утрачивать способность корректировать поведение детей, появилось поколение необразованной молодежи, исповедующей сугубо утилитарное, монетарное неэтичное (безнравственное) отношение к другим людям и к стране. Двойные стандарты стали все шире распространятся в обществе. Люди перестали доверять друг другу, общественным, частным и государственным организациям. В итоге возникла угроза утраты гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения и взрослых.
Для преодоления этой ситуации необходимо применение технологического обеспечения, которое дополнит традиционную культуру России, где социализация подрастающего поколения производилась всеми членами гражданского общества как часть обычной жизни народов.
В основу технологического обеспечения воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения России положено этическое основание: сначала воспитывается гражданин, а потом патриот. Гражданин – это человек, соблюдающий нравственное правило: не вреди себе, другим и России; созидай для себя, других и России; цени и уважай Россию – страну высокой культуры и нравственности. Настоящим патриотом может быть только нравственный человек. Он не предаст и не продаст Россию. Безнравственный гражданин – это предатель на войне, вор или паразит (человек без привычки трудиться) в мирной жизни.
Ключевая задача воспитания гражданственности и патриотизма – привитие привычки нравственных поступков в ежедневном, естественном применении.
Динамику общества, приток свежих сил и средств в экономику обеспечивают не столько деньги, сколько люди. Люди не вредящие друг другу, перестают испытывать враждебность и страх, обеспечивают возникновение взаимного доверия друг к другу, к общественным, частным и государственным организациям, приток новых сил и средств как в частные, так и в общественно-государственные отношения.
Для технологического обеспечения воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения нужно создать в России дискурсивно-оценочную среду, которую государство и гражданское общество будут использовать для непрерывной коррекции поведения и самооценки человека. В этой среде человек будет постоянно отвечать на вопросы:
Кто ты есть? Как тебя оценивают другие?
Идентификация каждым жителем России себя нравственным гражданином и патриотом принципиально важна и обеспечивается дискурсивно-оценочной средой.
Основа воспитания – это технология введения во все сферы жизнедеятельности России этического информационного инструмента, обеспечивающего оценивание поведения в целом и фрагментов (поступков) каждого человека. Без оценки поведения его коррекция невозможна. Каждому молодому человеку нужна обратная социальная связь. Без системы обратной связи воспитание гражданственности и патриотизма недостижимо. Оценка поведения складывается из оценки фрагментов поведения. Для этого необходима система массового, группового оценивания, его учет и обработка.
Этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта.
Шкала этической оценки – способ оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности социального субъекта.
Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях достижения гражданского согласия для блокирования безнравственных (порочных, паразитических) решений и действий.
Специалисты институтов Академии экосоциальных технологий разработали систему воспитания нравственного человека как систему массового этического оценивания. Для запуска данной системы в технологии образования третьего тысячелетия важно практическое участие всего педагогического сообщества России и поддерживаться оно будет подвижниками отечественного просвещения.
Как защитить традиционные российские духовно-нравственные ценности?
Для защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей с участием специалистов и экспертов Института культурных ценностей и ресурсов подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации:
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ УКРЕПЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1. Настоящие Основы определяют систему сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (далее - традиционные ценности).
2. Традиционные ценности - передаваемые из поколения в поколение и культивируемые нравственные ориентиры человека, формирующие его мировоззрение, цели и способы жизнедеятельности, лежащие в основании цивилизационной идентичности России, проявляющиеся в неповторимом и самобытном духовном и историческом развитии многонационального российского народа и обеспечивающие гражданское единство страны.
Нравственные ориентиры человека определяются его нравственностью.
3. Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.
4. Традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей.
5. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях проводится урок нравственности.
В ходе урока нравственности граждане овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока нравственности.
6. Подготовка и реализация урока нравственности обеспечивается органами государственной и муниципальной власти, координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями.
7. Нравственное просвещение и пропаганда нравственности организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Просвещение направлено на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивает предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.
8. Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций.
9. Этическая оценка – это оценка гражданами нравственности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз в целях предупреждения безнравственного поведения.
10. Процесс этической оценки носит открытый характер, регулируется обществом и государством.
11. Основанием этической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им.
12. Негативная этическая оценка удерживает человека от несправедливых действий по отношению к другим людям.
13. Справедливость устанавливается и поддерживается нравственными действиями граждан и организаций.
14. Государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения государственной власти и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость.
15. Патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.
16. Безнравственность обществом и государством осуждается, недостойное и вредное поведение граждан публично порицается.
17. Граждане могут оценивать действия руководящих кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.
18. Несоблюдение нравственных норм является основанием для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует общественную и государственную безопасность.
19. Граждане и организации регулируют свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.
20. Координацию деятельности по реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей осуществляет Государственный Совет Российской Федерации.
21. Реализация государственной политики в сфере традиционных ценностей органами государственной власти обеспечивается за счет бюджета Российской Федерации.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ
ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ
УКРЕПЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.
Проект настоящих Основ разработан в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 (далее - Стратегия национальной безопасности).
В основу понятия традиционных нравственных ценностей заложен подход, закрепленный в Конституции Российской Федерации в пункте 3 статьи 55, пункте 4 статьи 67.1, а также актуальные научные разработки в сфере нравственности и государственной безопасности.
При разработке настоящих Основ учтены следующие нормативные акты:
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666;
Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808;
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Настоящим Указом создается система сохранения, укрепления и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
В помощь педагогу-воспитателю библиографический список:
(книги, сценарии, методические разработки)
Алешина, Г. Аз и Буки - основа науки: интеллектуальное состязание ко Дню славянской письменности для среднего возраста / Г. Алешина // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 3. - С. 18 -23.
Виноградова, Г. Г. Откуда азбука пришла: [сценарий] / Г. Г. Виноградова, В. П. Лавриненко // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 2. – С. 8 – 12.
День славянской письменности: сценарии // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 2. - С. 4 - 9.
Завьялова, Е. Бегущая словесная строка : ко Дню славянской письменности и культуры для 5-7 кл. / Е. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 2. - С. 15-22.
Включает викторину и дополнительный материал «В память о святых учителях» об истории праздника, памятниках Кириллу и Мефодию в разных городах.
Мальгинова, С. В. Все началось с таблички, свитка, бересты…: [конкурсы по истории книги] / С. В. Мальгинова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С. 10 – 14.
Петрова, С. В. А ты знаешь, почему азбука называется азбукой?: вопросы древности – ответы современности: [материал для викторины] / С. В. Петрова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С. 16 – 18.
Резник, Н. М. «Как слово зародилось…»: [пьеса-сказка, посвященная Дню славянской письменности и культуры] / Н. М. Резник // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С. 19 – 22.
Романов, А. Слово о книге: криптограмма / А. Романов // История. – 2013. - № 3. – С. 32.
Токарева, А. М. Учитесь, читайте, размышляйте: [дискуссия о значении книги в жизни общества и человека] / А. М. Токарева // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С. 39 – 42.
Воскобойников, В. М. Братья: Кирилл и Мефодий: ист. повествование / В. М. Воскобойников. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 174 с.: ил.
Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. – М.: Сов. Россия, 1979. – 224 с.
Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. – М.: Наука, 1965. – 599 с.: ил.
Истрин, В. А. Развитие письма / В. А. Истрин. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 396 с.
Костомаров, В. Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей / В. Г. Костомаров. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 240 с.: ил.
Левин, Н. Ф. Кирилло-мефодиевские традиции в Пскове: ист. очерк: Дням славянской письменности и культуры посвящается / Н. Ф. Левин. – Псков: Стерх, 1999. – 47 с.: ил. – (Страницы псковской истории).
Перехвальская, Е. Откуда азбука пошла: [для мл. шк. возраста] / Е. В. Перехвльская; [худож. М. Трубецкой]. – М.: Малыш, 1989. – 24 с.: ил.
Ремнева, М. Л. Аз Буки Веди / М. Л. Ремнева. – М.: Моск. рабочий, 1995. – 133 с.
Воскобойников, В. Два святых лика: (Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В. Воскобойников // Православные святые. – СПб.: Респекс: Кристалл, 1996. – С. 97 – 115.
Кузьмин, А. Г. Миссия Кирилла и Мефодия к подунайским славянам / Аполлон Кузьмин // Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси. - М. : Алгоритм, 2012. – С. 90-117. - (Киевская Русь).
Проблема славянской письменности // Лесной С. А. Откуда ты, Русь? / С. А. Лесной. – Ростов-на-Дону: Донское слово: Квадрат, 1995. – С. 157 – 196.
Происхождение и развитие русского алфавита и письма // Левочкин И. В. Основы русской палеографии / И. В. Левочкин. – М.: Кругъ, 2003. – С. 29 – 57.
Слово и премудрость («логосная структура»): «Проглас» Константина Философа (к кирилло-мефодиевскому наследию на Руси) // Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 т. / В. Н. Топоров. - М.: Гнозис – Школа «Языки русской культуры», 1995. – Т. 1: Первый век христианства на Руси. - С. 17 – 256.
Флоря Б. Н. Возникновение славянской письменности / Б. Н. Флоря // История литератур западных и южных славян: в 3 т. – М.: Индрик, 1997. – Т. 1: От истоков до середины XVIII века. - С. 96 – 110.
Интренет-источники
21 февраля - Международный день родного языка
https://icach.ast.social/menu-news/384-21-fevralya-mezhdunarodnyj-den-rodnogo-yazyka.html
Актуализация практического внедрения кодексов этики и экосоциального поведения
https://icach.ast.social/menu-news/368-aktualizatsiya-prakticheskogo-vnedreniya-kodeksov-etiki-i-ekosotsialnogo-povedeniya.html
Субъектоведение как новое научное направление и практическая наука XXI века - субъектология
https://ast.social/679-sub-ektovedenie-kak-novoe-nauchnoe-napravlenie-i-prakticheskaya-nauka-xxi-veka-sub-ektologiya.html
https://ast.social/o-nas/nauchnye-stati/597-60.html
https://ast.social/o-nas/menuvideomaterials/545-lesson-svet-etiki.html
Материал подготовлен:
Пресс-секретарь Института культурных ценностей и ресурсов
Ложкина А.С.