Нравственный путь человечества
Декларация, 23 января 2024, город Каир, Египет
1. При участии представителя ООН, России и Египта в городе Каире принята декларация нравственного пути человечества. Декларацию поддержали представители Кыргызской Республики и Израиля. К ней постепенно будут присоединяться представители других государств мира.
Международные отношения и традиционные торговые связи подверглись деструктивному влиянию безнравственных лиц, лишенных совести и чувства сопереживания людям.
Безнравственные лица привели человечество к нравственному кризису, который проявился в доминировании материальных интересов над духовными. Возникла угроза самому существованию человеческой цивилизации.
2. Летальные войны сопровождают человечество на протяжении всей истории. Генеральная Ассамблея ООН 25 июля 2019 года приняла Резолюцию A/RES/73/329 «Формирование культуры мира в духе любви и нравственности». Провозглашен Международный день Нравственности – 5 апреля.
Для решения поставленной ООН в Резолюции A/RES/73/329 задачи по формированию культуры мира в духе любви и нравственности принята настоящая декларация.
3. Декларация «Нравственный путь человечества» - это глобальный проект для цивилизации, направленный на формирование нравственной атмосферы на планете Земля, которую поддерживает каждый человек, не вредя себе, другим людям и среде обитания; созидая для себя, других людей и среды обитания.
Экологическое, этическое и технологическое основание нравственного пути человечества базируется на следующих принципах, правиле, методе и технологии:
глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;
глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;
нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;
технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C.
экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы;
экопедагогика (ЭП) - практическая педагогическая наука об обучении и воспитании, дополненная дискурсивно-оценочным методом.
4. Коллективная и индивидуальная способности граждан к движению по нравственному пути позволяют обществу для самосохранения и развития использовать приемы экологической педагогики (экопедагогики).
В основание этой педагогики положен глобальный экологический принцип и дискурсивно-оценочный метод. Их взаимодействие интегрирует социальный и личностно-индивидуальный уровни. В результате формируется нравственная личность человека, соблюдающего в поведении правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом).
Основное направление взаимодействия общества и личности - усвоение личностью ценностной нормы (правила III-C) в процессе обучения и воспитания, дальнейшее закрепление этого правила в правовой, экономической, финансовой и политической системах общества.
5. Нравственность как базовая ценность личности, формируется в процессе ее жизнедеятельности, и идентифицируется в общении как групповая и социальная ценность, одобренная обществом и востребованная государством для лиц, занимающих публичные должности.
6. Для движения по нравственному пути формирование ценностей человека осуществляется путем его участия в оценке ценностей других людей. Оцениваемые ценности отражаются в качествах личности, групповая экспертная и массовая этическая оценка которых позволяет укрепить и защитить нравственность как базовую ценность, а также затормозить безнравственность, присущую в силу природной бифуркационности, любому человеку.
7. Оценивая положительно нравственность в других людях, человек идентифицирует себя как нравственного человека. При негативной оценке нравственности в других людях проявляется идентификация безнравственной личности, как правило, социопатизированной, криминализированной и приносящей вред другим людям.
Оценивание осуществляется через соотнесение не столько с нормами и идеалами, сколько с ценностной константой, неким «камертоном», сродни интуиции, чувству, вкусу, звучащим внутри человека. Ценностное отношение есть сопричастность, соразмерность человека миру, приятие мира человеком. То есть основой ценностного отношения выступает не столько потребность, сколько способность человека идентифицировать окружающие обстоятельства как свои, собственные, т. е. этому, конкретному человеку соответствующие.
8. На нравственном пути разрешается центральная проблема общества - это ответ на вопрос об отношении человека к себе, другим людям и среде обитания. В самом общем значении это отношение задается нравственным правилом III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом).
Нравственное знание (правило III-C), формируемое в семье и образовательных организациях с раннего детства и поддерживаемое на протяжении всей жизни человека, является связующей нитью между человеческим духом, другими людьми, средой обитания и созидательной практической деятельностью.
Знать нравственное правило III-C, — значит иметь ясное, обоснованное представление не только о том, что есть, но и о том, что должно быть в отношениях людей – не вредить и созидать.
9. Человек не только познает мир, но и действует на основе полученного знания. Это означает, что знание в широком смысле включает не одни лишь представления о том, что имеет место, но и планы, оценки, нормы, обещания, предостережения, идеалы, образцы и т. п. У человека есть достаточно ясное, обоснованное представление о нравственности и её противоположности – безнравственности. Нравственность оценивается в людях как добро через непричинение вреда, безнравственность как зло через причинение вреда.
10. Политика – это отношения людей к процессу распределения общественных благ.
11. Безнравственная политика – этот такое распределение общественных благ, при котором обществу наносится вред, разрушаются социальные и биологические основы жизни человека. Возникает неравенство. Безнравственная политика приводит к социальной катастрофе.
12. Нравственная политика – это такое распределение общественных благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
Нравственная политика поддерживается правом и дискурсивно-оценочным процессом. Граждане принимают участие в обсуждении и оценке решений по распределению общественных благ. Так создается условие доверия органам государственной и муниципальной власти. У руководства страны возникает нравственное превосходство. Такая власть одерживает победы во всех видах противоборств и войнах. Нравственное превосходство, основанное на вовлечении общества в самоуправление и открытое распределение общественных благ, предоставляет каждому подлинную свободу, восстанавливает справедливость, обеспечивает легитимное благосостояние (богатство) граждан.
13. Нравственная политика становится мягкой силой государства и общества, в которые устремляются все народы мира, так как видят, что нравственный путь притягательный для каждого жителя планеты Земля.
14. Мягкая сила нравственного государства и общества в виде свободных и богатых граждан, блага которых защищены таким государством, приходит на смену летальным войнам.
15. Процесс войны неизбежен для человечества, но именно нравственная политика может создать мягкую силу, которая эти войны переведет из летальной плоскости в нелетальную, гуманную, когда человек не будет вредить другому человеку и станет созидать для других людей, которые в свою очередь ответят взаимностью и будут созидать для конкретного нравственного человека, не будут ему вредить.
16. Нравственная политика является источником национального и международного права, обеспечивающим экологию социальных отношений в обществе и государстве, а также во всех регионах мира.
Нравственная политика осуществляется через государственную политику и общественное самоуправление, обеспечивающие поддержку и ответственность в отношении нравственных или безнравственных деяний социальных субъектов.
Нравственную политику могут принимать как руководство к действию политики и граждане всех стран международного сообщества.
17. Ценности утверждаются в результате оценивания того, что вредно, а что нет. Если от оцениваемого качества личности есть вред, то ценности это качество не представляет. Например, лживость. Негативно оценивая это качество у конкретного человека, другие люди утверждаются в том, что безнравственность - вредное качество человека и не является общечеловеческой ценностью. С другой стороны, если они оценивают нравственность по критерию вреда, то утверждаются в том, что нравственность является ценностью, так как нравственная личность им не причиняет вреда. Ценно то, что не вредно.
18. Ценности – это динамический процесс, который возникает и корректируется в ходе дискурсивно-оценочных практик. Обсуждая и оценивая качества конкретной личности по критерию "вредит - не вредит" обществу таким образом оказывает нравственное воздействие на конкретного человека стимулируя его социально-важное действие или затормаживая вредную активность.
19. Большинство нуждается в простой и понятной истине, близкой и достижимой цели. Она интуитивно ясна и близка каждому человеку. Имя ей - нравственность. Именно нравственность является имманентно присущей и принципиально не отчуждаемой собственностью человека.
Путь нравственности для конкретного человека и для общества в целом интересен и неисчерпаем, как и сама жизнь.
Нравственность – это особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить вред (создавать угрозы) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей граждан и организаций. Всеобщая нравственность обеспечивает безопасное питание, размножение и духовно-нравственное и интеллектуальное развитие каждому человеку.
20. Негативное гражданское согласие – консолидированное (агрегированное) осуждающее мнение множества социальных субъектов по поводу социальных действий (бездействия) других социальных субъектов, сегодня можно визуализировать в виде наглядных образов, буквально раскрашенных в разные цвета.
Плоскости негативного гражданского согласия визуализированы в цвете (зеленый, синий, красный).
Экологические дискурсивные регуляторы общества (https://www.globalnrav.ast.social; https://euroopen.ast.social). Это этический светофор. В его основание положена шкала вреда.
Зеленый цвет означает, что другие оценивают субъекта как действующего без вреда, который может продолжать дальнейшее действие.
Синий цвет означает затруднение в оценке субъекта, сложности в распознании вреда от него, успешности социальной маскировки оцениваемого, угрозы которого не различаются другими.
Появление красного цвета напоминает действующему субъекту, что в его действиях другие видят вред или угрозу.
Это повод задуматься, проанализировать сложившуюся ситуацию, привести новые аргументы за и против соответствующих действий.
21. Важной конструктивной особенностью дискурсивных этических регуляторов является используемый в них принцип самонаказания.
Здесь реализуется принцип воздаяния за вред при жизни конкретного человека. Реализуют его другие путем массовой этической оценки.
Массовая этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта другими, массой оценщиков.
У объекта массовой этической оценки формируется ответственность за совершение социального действия. В случае вредного социального действия возникает чувство вины, без которого не может быть и речи о полноценном исправлении, восстановлении социального здоровья.
Целительное чувство вины и связанное с ним чувство стыда приводит к самокоррекции поведения субъекта. Он может публично покаяться, извиниться в сети перед другими за свои вредные действия. При этом у него возникает ясное понимание, что никто другой, кроме него, не виноват. Он сталкивается с внутренним вопросом: «Зачем я это сделал?», «Я больше не буду». И это путь к его нравственному совершенствованию.
Чтобы практика нравственного поведения стала основой для гуманитарного прогресса человека (отказа от убийства человека человеком), важно поддерживать в обществе ритуалы дискурса и массового этического (нравственного, морального) оценивания.
Заключительные положения
К настоящей декларации могут присоединяться все народы мира для обеспечения собственной безопасности и развития торговых отношений.
Форма присоединения – уведомление, направленное в организацию-исполнитель декларации, которой является Институт международных отношений и информальной юстиции.
Уведомление направляетяся на электронную почту:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Михайлов Андрей Леонидович
Директор Института международных отношений
и информальной юстиции
Эсеналиев Таалайбек Дуйшенович
Директор Института международной безопасности и информальной юстиции
доктор философии
член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Яковлев Валерий Павлович
Руководитель Израильского отделения
Академии экосоциальных технологий
академик Академии экосоциальных технологий
23 января 2024 года, Каир, Египет
24 января 2024 года, Бишкек, Кыргызстан
25 января 2024 года, Бер-Шева, Израиль
Барабанов Родион Евгеньевич
Исполнительный директор Института экологической культуры
Руководитель Секции социальной психологии и психотехник
Академии экосоциальных технологий
Заведующий лабораторией экопсихологии
Института психологии и информальной юстиции
доктор философии психологии
член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Контакт для сотрудничества:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.