На нравственном пути разрешается центральная проблема общества - это ответ на вопрос об отношении человека к себе, другим людям и среде обитания. В самом общем значении это отношение задается нравственным правилом III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом).
Нравственное знание (правило III-C), формируемое в семье и образовательных организациях с раннего детства и поддерживаемое на протяжении всей жизни человека, является связующей нитью между человеческим духом, другими людьми, средой обитания и созидательной практической деятельностью.
Знать нравственное правило III-C, — значит иметь ясное, обоснованное представление не только о том, что есть, но и о том, что должно быть в отношениях людей – не вредить и созидать.
Человек не только познает мир, но и действует на основе полученного знания. Это означает, что знание в широком смысле включает не одни лишь представления о том, что имеет место, но и планы, оценки, нормы, обещания, предостережения, идеалы, образцы и т. п. У человека есть достаточно ясное, обоснованное представление о нравственности и её противоположности – безнравственности. Нравственность оценивается в людях как добро через непричинение вреда, безнравственность как зло через причинение вреда.
Политика – это отношения людей к процессу распределения общественных благ.
Безнравственная политика – этот такое распределение общественных благ, при котором обществу наносится вред, разрушаются социальные и биологические основы жизни человека. Возникает неравенство. Безнравственная политика приводит к социальной катастрофе.
Нравственная политика – это такое распределение общественных благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
Нравственная политика поддерживается правом и дискурсивно-оценочным процессом. Граждане принимают участие в обсуждении и оценке решений по распределению общественных благ. Так создается условие доверия органам государственной и муниципальной власти. У руководства страны возникает нравственное превосходство. Такая власть одерживает победы во всех видах противоборств и войнах. Нравственное превосходство, основанное на вовлечении общества в самоуправление и открытое распределение общественных благ, предоставляет каждому подлинную свободу, восстанавливает справедливость, обеспечивает легитимное благосостояние (богатство) граждан.
Нравственная политика становится мягкой силой государства и общества, в которые устремляются все народы мира, так как видят, что нравственный путь притягательный для каждого жителя планеты Земля.
Мягкая сила нравственного государства и общества в виде свободных и богатых граждан, блага которых защищены таким государством, приходит на смену летальным войнам.
Процесс войны неизбежен для человечества, но именно нравственная политика может создать мягкую силу, которая эти войны переведет из летальной плоскости в нелетальную, гуманную, когда человек не будет вредить другому человеку и станет созидать для других людей, которые в свою очередь ответят взаимностью и будут созидать для конкретного нравственного человека, не будут ему вредить.
Нравственная политика является источником национального и международного права, обеспечивающим экологию социальных отношений в обществе и государстве, а также во всех регионах мира.
Нравственная политика осуществляется через государственную политику и общественное самоуправление, обеспечивающие поддержку и ответственность в отношении нравственных или безнравственных деяний социальных субъектов.
Нравственную политику могут принимать как руководство к действию политики и граждане всех стран международного сообщества.
Ценности утверждаются в результате оценивания того, что вредно, а что нет. Если от оцениваемого качества личности есть вред, то ценности это качество не представляет. Например, лживость. Негативно оценивая это качество у конкретного человека, другие люди утверждаются в том, что безнравственность - вредное качество человека и не является общечеловеческой ценностью. С другой стороны, если они оценивают нравственность по критерию вреда, то утверждаются в том, что нравственность является ценностью, так как нравственная личность им не причиняет вреда. Ценно то, что не вредно.
Ценности – это динамический процесс, который возникает и корректируется в ходе дискурсивно-оценочных практик. Обсуждая и оценивая качества конкретной личности по критерию "вредит - не вредит" обществу таким образом оказывает нравственное воздействие на конкретного человека стимулируя его социально-важное действие или затормаживая вредную активность.
Большинство нуждается в простой и понятной истине, близкой и достижимой цели. Она интуитивно ясна и близка каждому человеку. Имя ей - нравственность. Именно нравственность является имманентно присущей и принципиально не отчуждаемой собственностью человека.
Путь нравственности для конкретного человека и для общества в целом интересен и неисчерпаем, как и сама жизнь.
Нравственность – это особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить вред (создавать угрозы) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей граждан и организаций. Всеобщая нравственность обеспечивает безопасное питание, размножение и духовно-нравственное и интеллектуальное развитие каждому человеку.
Барабанов Родион Евгеньевич
Исполнительный директор Института экологической культуры
Руководитель Секции социальной психологии и психотехник
Академии экосоциальных технологий
Заведующий лабораторией экопсихологии
Института психологии и информальной юстиции
доктор философии психологии
член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Контакт для сотрудничества:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.