Комиссия по связям со СМИ, государственными, политическими, общественными и религиозными организациями

Проект: «Санкт-Петербург – исторический межконфессиональный центр»

Координатор проекта: Президиум Консорциума развития единого культурного пространства СНГ (ЕКП СНГ)
Исполнитель:

Научно – Методический центр Совета экспертов по культурному и духовному наследию СНГ

Цели проекта:
- Основание для реализации межконфессионального диалога.
- Реализация государственной политики по взаимоуважению и терпимости в многонациональном обществе.
- Устранение предпосылок межнациональных конфликтов в мегаполисах и крупных населенных пунктах через межконфессиональную просветительскую деятельность.
- Популяризация Санкт-Петербурга как межконфессионального и межнационального центра.
- Организация просветительских брошюр и маршрутов.

 


Тезисы к проекту:
«Осуществление межнационального диалога возможно через осознание и приобщение к общим историческим и культурным ценностям, которыми являются объекты культурного наследия религиозного назначения».
«Памятники истории религиозного назначения – Общее Культурное Наследие общества независимо от конфессиональной и национальной принадлежности».
«Объекты культурного наследия религиозного назначения – просветительские доминанты для нравственного воспитания населения».
Популяризация объектов культурного наследия религиозного назначения - просветительская миссия в рамках государственной политики РФ по взаимоуважению в многонациональной обществе.

Историческое обоснование:
Исторически территория в дельте Невы задолго до Петра I была взаимно освоена ингерманландцами и русскоязычными поселенцами. Санкт-Петербург же с первых дней своего основания стал формироваться как многонациональная столица. Город постоянно пополнялся населением многообразных культур и религий, традиционных как для Российской империи, так и для Европы.
Уникальность Петербурга состояла в том, что он приобретал свои особенности, которые и сейчас выделяют его из числа других городов России. Изначально сюда приезжали на работу и на постоянное жительство люди из разных земель. Кроме местного финноугорского и русского населения, здесь проживали строители новой столицы: из смоленских, псковских, рязанских и прочих земель (об этом говорят и названия улиц), тут же поселялись немцы, итальянцы, французы. В быстро развивающемся городе проживали люди не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий. Эта была искусственно создаваемая столица. Таким образом, в строительстве города, возникшего по воле царя-реформатора Петра I, участвовали мигранты из разных губерний России и иностранные специалисты. Несмотря на большое количество приезжих иностранцев, в Петербурге к ним относились терпимо. Кроме православных храмов, строились церкви и других традиционных конфессий.
В Российской империи существовало правовое регулирование для нерусских народов в соответствии с "Уставом об инородцах", разработанным в 1822 г., которое впоследствии дополнялось и другими законодательными актами в области национальных отношений. В Империи проводилась политика веротерпимости, в национальных кварталах (слободах) создавались религиозные общины и начальные школы с преподаванием на родном языке. Из иностранцев даже формировались национальные воинские подразделения.
Многонациональное население Петербурга явилось благоприятным условием для создания национальных обществ. Отношение властей к национальным обществам в столице было более терпимым, чем в провинции, их деятельность постоянно находились под административным контролем, что позволяло официально развивать различные виды общественных инициатив. Прогрессивные деятели Петербурга, представители местной интеллигенции стремились создавать общественные национальные объединения с целью сохранения и развития родного языка и культуры, организации общения и досуга, издания литературы на национальных языках, укрепления земляческих связей для консолидации этнических групп ради выживания в новой для них среде и оказания различных видов помощи. Также в Петербурге в большом количестве существовали аналогичные русские общества. Некоторые из таких обществ (общин) находились под патронажем членов императорской семьи.
Царское правительство всегда держало под административным и идеологическим контролем деятельность национально-культурных объединений, поскольку понимало важность просвещения, сохранения и развитие культурных связей, важность просветительской функции религиозных общин. Активная деятельность национальных и религиозных общин формировало многонациональную культуру Петербурга. Межнациональные отношения, терпимость и добрососедство между представителями разных национальностей и конфессий, служили примером для других городов России.
Одним из первых национальных объединений в Санкт-Петербурге считается "Шустер-клуб", который был создан в 1772 году с целью организации досуга немцев. Наибольшее же число обществ возникало тогда, когда власть проводила либеральную политику и более лояльно относилась к общественным объединениям, хотя и постоянно стремилась держать их под контролем. Усиление политической активности населения всегда сопровождалось ростом этнокультурных обществ. Например, революция 1905-1907 годов ускорила принятие первого в России Закона об общественных организациях ("Временные правила об обществах и союзах" от 4 марта 1906 г.). Этот закон действовал вплоть до Февральской революции. Всего к 1917 году в Петрограде насчитывалось около 150 национальных объединений.
Новый этап существования общественных и религиозных национальных объединений начался после Октябрьской Революции. Согласно принятому 23 января 1918 года Декрету Совета народных комиссаров РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" началось изменение традиционных нравственных устоев в обществе. Советское правительство провозгласило главенство классовых интересов над национальными и религиозными, такие общества, деятельность которых не соответствовала коммунистической идеологии и не отвечала пролетарскому классовому принципу, признавались буржуазными и националистическими, закрывались.
Начиная с 1918 по 1920 гг. в Петрограде под эгидой РКП(б) создавались уже рабочие и коммунистические общества, представлявшие собой только политизированные организации, которые функционировали при поддержке, в т.ч. и финансовой, государственных органов власти. Среди них были татарские, финские, белорусские, украинские, польские, грузинские, армянские, литовские, эстонские и др. общества. Самыми многочисленными обществами были еврейские.

От органов власти города для курирования таких организаций была сформирована новая структура, которая занималась культурно-просветительными вопросами национальных меньшинств - Петроградский комиссариат по делам национальностей Союза Коммун Северной области (КОМНАЦ), созданный в феврале 1918 г. во главе с эстонским
коммунистом Я.Я. Анвельтом.

После принятия в 1918 году Декрета об обязательной регистрации обществ в органах государственной власти и в 1922 году (Постановления "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли и порядка надзора за ними" (Основные положения Постановления были учтены и в новых редакциях законов 1924, 1928 гг.) начался активный процесс, включающий всю сферу частной и общественной жизни в государственно - политический механизм. Активная деятельность общественных организаций в таких условиях была неугодна советской власти. Был взят курс на их постепенную ликвидацию. В качестве причин для закрытия обществ в большинстве случаев выступали организационные, правовые и идеологические мотивы.
В постановлении ХIII съезда РКП(б) "Об очередных задачах партийного строительства" был провозглашена идея о превращении всех добровольных обществ в звенья политической системы диктатуры пролетариата, что также спровоцировало ликвидацию самодеятельных культурно-просветительных обществ, которые не занимались государственно - политической и пропагандистской работой.
Наиболее активно процесс ликвидации общественных организаций происходил уже в 30-е годы. К началу 1938г. в Ленинграде они были закрыты уже все.
Однако, несмотря на репрессии со стороны государства, как церковных общин, так и национальных общественных организаций, общественные объединения сыграли важную роль в сохранении, развитии и изучении культуры этнических обществ Петрограда-Ленинграда, поскольку располагали уникальным кадровым потенциалом ее руководителей и активистов - представителей национальной интеллигенции города. Общества создавали архивы, библиотеки, издавали газеты, литературу, проводили массовые мероприятия, организовывали кружки. За время их работы был накоплен значительный опыт работы по взаимодействию с органами власти, государственными учреждениями культуры и образования.
Возрождение общественного движения в Ленинграде началось в условиях начавшегося процесса демократизации общественно-политической ситуации в стране в конце 80-х годов. Правовой основой возникновения новых общественных объединений стало "Положение о любительском объединении, клубе по интересам" (1986г.).
Одними из первых общественных объединений можно назвать татарский культурный центр и украинское культурно-просветительное общество им. Т.Г.Шевченко. В 1989 году был создан Дом дружбы народов, на базе которого впоследствии объединились большинство общественных организаций города. В середине 90-х годов был принят ряд законов, обеспечивших деятельность общественных организаций: "Об общественных объединениях" (1995г.), "О некоммерческих организациях" (1996 г.), "О национально-культурной автономии" (1996 г.) и др.

Национально-культурные общественные организации сейчас играют важную роль в общественной и культурной жизни города. Мероприятия национальных диаспор находят поддержку в Законодательном собрании и Правительстве города. При их активном участии в Законодательном собрании Петербурга был подготовлен и принят Закон о межнациональных отношениях (2004 г.). Общества тесно контактируют в первую очередь с Комитетом по внешним связям Администрации Петербурга (Отдел по связям с общественными объединениями и соотечественниками за рубежом), комитетами по культуре, образованию и молодежной политике, правоохранительными органами, миграционной службой.

Губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко был создан Консультативный Совет по делам национальных объединений, в который помимо представителей всех ветвей законодательной и исполнительной власти входят руководители национально-культурных автономий и межнациональных организаций, За 300 лет совместного проживания в городе представителей разных национальностей и конфессий сложились традиции взаимоуважения и дружеского общения между народами, отношения мира и согласия. Петербург всегда славился своими интернациональными традициями и являлся убедительным примером мировоззренческого плюрализма, терпимости, активной гражданской позиции горожан в противодействии экстремистским и террористическим формам разрешения любых конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях, поскольку это противоречит принципам гуманизма. В поддержании имиджа культурной столицы России и воспитании толерантного мировоззрения граждан, важную роль призвана сыграть программа "Толерантность", разработанная и утвержденная 11.07.2006 г. Правительством города во главе с Губернатором В.И.Матвиенко.

Межэтническая форма укрепления терпимости и гуманизма, проходившая в рамках первого этапа программы "Толерантность", должна быть продолжена с наибольшим участием религиозных организаций всех традиционных конфессий.
Приходы объектов религиозного назначения Санкт-Петербурга (особенно исторических) – это активная часть религиозных организаций на территориях муниципальных образований, местная форма религиозных обществ. Исторические объекты культурного наследия религиозного назначения (доминанты), приходы этих объектов, способны стать теми ключевыми центрами в общей системе толерантного воспитания граждан в межнациональных отношениях, примерами терпимости и добрососедства между представителями разных национальностей и конфессий, которые смогут помочь развитию системы государственно-общественных отношений, а также послужить примером и для других городов Российской Федерации.


Литература

Романова Н.М. Национально-культурные и религиозные организации Санкт-Петербурга. СПб, 2004, 144с.
Романова Н.М, ,Михайленко В.В. Национальные общества Санкт-Петербурга. ХVIII-XXвв. СПб, 2004, 218 с.
Смирнова Т.М. Национальность - питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. СПб, 2002, 582 с.
Национальная политика России на рубеже ХХ-ХХI веков. Сборник нормативно-правовых актов. СПб, 2005, 306 с.



 

Поделиться в соц.сетях

© 2018-2023 Институт экологической культуры.

^ Наверх